Виды железнодорожной сигнализации

От флагов к первым постоянным сигналам

В начале истории сигнализации передача приказов осуществлялась людьми, выставленными вдоль пути, которые вели наблюдение не только за состоянием пути но и за некоторыми его елементами стрелками, инженерными сооружениями, переездами.

Эти люди, называвшиеся охранниками, также должны были следить за дистанцией между поездами.
Они должны были передавать сигналы поездам с помощью флагов (в дневное время) или с помощью фонарей (ночью или в туман).

Флаги были двух цветов (красного и зеленого), фонари – трех и позволяли передавать 3 типа информации: путь свободен (флаг свернут или фонарь белого цвета), снизить скорость (зеленый флаг развернут или зеленый фонарь), немедленная остановка (красный флаг развернут или красный фонарь).

Эти ограниченные средства очень скоро заменили постоянными сигналами, управление которыми осуществлялось путейцами а затем и хранителями сигналов.

Эксплуатация одиночных путей на встречных направлениях

Сигнализация в основном применялась на сдвоенных путях с большой загрузкой.

На французских одиночных путях, загрузка которых была невысокой обходились без сигнализации, риск столкновения ограничивался беспрекословным правилом: строжайшим соблюдением графика, в котором назначалось время, и, главное, точки разъезда поездов.

Если один из поездов отставал от графика, поезд встречного разъезда должен был ожидать.
К слову, это правило до сих пор соблюдается на некоторых второстепенных сетях.

На английских линиях одиночного пути быстро ввели движение с помощью жезла с очень простым принципом: чтобы попасть на участок пути между двумя Соседними станциями разъезда, машинист должен был получить на руки разъездной жезл (одна деревянная или металлическая палочка с названиям станций разъезда). Жезл был единственным на этом участке пути и поэтому только один поезд мог находиться на перегоне.

Такой способ сигнализации подразумевал остановку поезда на каждой промежуточной станции для передачи жезла одного перегона и ожидания разъездного жезла следующего. При движении поездов одного направления, принималось, что первый из поездов отправлялся без жезла. В дальнейшем этот принцип был усовершенствован электрической системой передачи разъездного жезла.

Первые сигналы

Первые сигналы появились в Англии в 1840, а в 1842 — во Франции в виде сменяемых (стираемых) знаков разнообразных форм:

  • вытянутого прямоугольника (семафор);
  • круглой (диск);
  • квадратной (квадрат);
  • треугольника;
  • креста;
  • крыла

и разных цветов.

Большинству знаков соответствовали фонари, сначала прикрепленные к знакам, из-за чего сразу же возникла проблема их устойчивости при смене знака. Позже, чтобы иметь световую сигнализацию ночью, фонари закрепили на опору.

Каждая железнодорожная компания развивала свою собственную систему сигнализации и кодировки, что в итоге привело к полному отсутствию единообразия сигналов, даже в пределах одной страны.

Таким образом, во Франции, красный диск, в зависимости от компании, имел разное значение. Он мог обозначать, в одних компаниях, полную и немедленную остановку, в других – предупреждение о предстоящей остановке, соединяя, таким образом, в одном знаке сигнал выполнения для одних и предупреждения для других.

Первые попытки унификации сигналов

Во Франции, границы этого разнообразия сигнализации сразу же стали очевидными при создании 6 крупных железнодорожных компаний) путем слияния мелких железнодорожных сетей.

Еще больше они проявились во время военных действий 1870, когда машинисты должны были, в военных целях, проходить по путям, не принадлежащим их железнодорожной компании.

Они были вынуждены применять незнакомую для них сигнализацию, что приводило, в лучшем случае, к неоправданным остановкам, нарушающим график движения, а в худших – к серьезным авариям.

Таким образом, во Франции было решено провести унификацию правил сигнализации, которая нашла свое выражение в создании в 1885 году Свода сигналов, обязательного в применении на всех железных дорогах страны: в этих действиях можно увидеть первые проявления интероперабельности (в то время этот термин был еще неизвестен во Франции).

Оставить комментарий