Анализ данных, необходимых для ведения поезда

Среди данных, необходимых для ведения поезда, можно выделить наиболее важные:

  • Предельно допустимая скорость;
  • Реальная скорость.

Целевая скорость, которую нужно будет достичь через промежуток времени (при торможении) со значением до ноля (в случае остановки).

Тип хода (нормальный, в пределах физической видимости, маневренный…) применение которого зависит от норм каждой страны.

Целевая дистанция

Информация об инфраструтуре (число путей, тип сигнализации, профиль полотна, отметки важных пунктов — станция, разъезд, инженерное сооружение), ограничениях…

Информация, связанная с самим поездом (категория, состав, торможение, расписание, ограничения).

Предельно разрешенная скорость

При классической напольной сигнализации: в обычной системе сигнализации предельно разрешенная скорость выводится только для определенных точек, где она ниже, чем скорость, называемая «скоростью линии».

Скорость линии составляет часть того, что принято называть «знаниями» машиниста, т.е. знаниями о линии, по которой он движется и составе механизмов, которыми он управляет.
Предельно разрешенная скорость это наименьшая из двух скоростей:

  • Предельная скорость линии в зависимости от категории поезда (категория, как правило, указывается в составном листе);
  • Предельная скорость локомотива.

Кроме особенных точек, обозначенных табло ограничения скорости, скорость может быть понижена в случае ограничения по несоответствию состава (ограничение вследствие поломки на одном из вагонов, недостаточными условиями для торможения) или инфраструктуры (работы, аномалия).

В случае ограничения по состоянию подвижного состава, информация указывается в составном листе, нормативных предписаниях, письменном распоряжении.

В случае ограничения по состоянию инфраструктуры информация указывается:

  • В Письменном распоряжении или самим машинистом (неожиданное ограничение) или
  • Временной сигнализацией ограничения скорости, включающей в себя авансовый сигнал, исполнительный сигнал, и сигнал окончания ограничения .

При сигнализации в кабине машиниста типа TVM, указание предельной скорости по инфраструктуре четко указывается зеленым цветом, если она соответствует максимальной скорости линии (индикация скорости или индикация VL), или белым цветом на черном фоне, если она соответствует зоне замедления (зоне исполнительной сигнализации). Она не учитывает ограничения скорости по составу, известные машинисту.

При сигнализации в кабине машиниста типа LZB или ERTMS, индикация предельно допустимой скорости точно выводится на интерфейс, при этом она учитывает характеристики подвижного состава, введенные машинистом.

Предельно допустимая скорость при замедлении

Когда работает система типа « Automatic Train Protection (Автоматическая защита поезда)», в случае остановки или замедления понятие предельно допустимой скорости дополняется понятием скорости, контролируемой системой , которая и является предельно допустимой скоростью на данный момент.

Эта скорость соответствует скорости, рассчитанной системой: это не предельно допустимая скорость, учитывающая особенности инфраструктуры и состояние поезда, но предельно допустимая безопасная скорость, предписанная системой, скорость замедления и как правило не указываемая машинисту (кроме сигнализаций LZB или ERTMS).

Реальная скорость

Это реальная моментальная скорость поезда. Она указывается при любом типе сигнализации на указателе скорости.

На интерфейсе типа ERTMS, указатель показывает три скорости, необходимых для ведения поезда: предельно допустимая скорость, реальная скорость и целевая скорость (см. далее).

Целевая скорость

Целевая скорость – это скорость, которую поезд должен будет достичь у некоторой точки.
Она может быть равна нулю, если требуется остановка в некоторой точке пути.

В классической напольной сигнализации, это указание системы соответствует указанию, данному исполнительным сигналом в случае замедления или предупредительному сигналу в случае остановки.

В сигнализации TVM, это указание соответствует авансовому сигналу скорости, показанному черным шрифтом на белом фоне, постоянным или прерывистым сигналом, в зависимости от следующего указания.

В ERTMS или LZB, целевая скорость выводится на интерфейс, на тот же индикатор, что и предельно допустимая скорость (скорость линии или предписанная в случае замедления), реальная скорость и целевая скорость.

Тип хода

В обычной сигнализации тип хода задается предписаниями и в некоторых случаях, специальными сигналами (предписывающими маневровый ход или ход в пределах видимости).
В ERTMS, тип хода будет:

  • Либо выбран машинистом по собственной инициативе в соответствии с текстом нормативного предписания, или по требованию системы
  • Либо автоматически определен системой.

Целевая дистанция

Целевая дистанция – это дистанция, которую необходимо пройти перед достижением некоей целевой скорости или до полной остановки (целевая скорость =0).

Понятие целевой дистанции не учитывается в боковой сигнализации и TVM, даже если реально такая дистанция соответствует т.н. дистанции замедления или дистанции остановки.

Индикация целевой дистанции является инновацией по сравнению с существовавшими ранее системами.

Понятие целевой дистанции возникло в немецкой системе LZB и сохранилось в системе ERTMS.

Индикация, связанная с инфраструктурой

Инфраструктура является одним из элементов предварительных сведений, имеющихся у машиниста.ERTMS предусматривает включить эти знания в систему посредством Интерфейса.
Это позволит отказаться от некоторых ограничений, используемых на объездных или неизвестных маршрутах.

Индикация, связанная с поездом

Она может быть двух видов:

  • Фиксированная индикация, которая связана с локомотивом,
  • Переменная индикация, связанная с поездом (категория, состав, торможение, длина, ограничения).

Для систем, отличных от ERTMS, эта информация или часть её вводится в бортовое оборудование (KVB et TVM во Франции, Indusi в Германии, Signum в Швейцарии, TBL в Бельгии, и т.д.).

При использовании ERTMS, переменные данные вводятся машинистом из составного листа. Отметим, что это одно из слабых мест системы, так как ошибка при вводе данных может в значительной мере изменить результат расчета кривых торможения , которые позволяют контролировать допустимую скорость). Корректировка может произвестись одним из элементов системы (при считывании параметров поезда).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *