Треугольник безопасности. Процедуры и человек

Процедуры

Они объединяют одновременно все правила, действующие на сети, и процесс их соблюдения. Процедуры имеют легальный характер в силу того, что они являются обязательными элементами, требуемыми Государством, для того, чтобы предприятие могло доказать свою возможность эксплуатировать железнодорожные системы. В Европейском Союзе процедуры большей частью подаются на рассмотрение Национальному Агентству Безопасности для получения Сертификата Безопасности.

Кроме того, каждое ж/д предприятие устанавливает собственную справочную документацию по безопасности, которая определяет для его персонала процесс применения, с тем чтобы оптимально использовать оборудование безопасности, имеющееся на сети.

Человек

Человек является центральным элементом безопасности ж/д системы. Тем не менее, это одновременно и сильное и слабое звено. В действительности человек стоит за разработкой, изготовлением и эксплуатацией системы в целом. Но он также является источником ошибок и неправильного понимания, что нередко приводит к инцидентам или авариям. Эта слабость человека компенсируется его способностью предвидеть различные ситуации и учитывать различные множественные факторы.

Чтобы наилучшим образом воспользоваться преимуществами человека, ж/д предприятия обучают человека работе с оборудованием и удостоверяются в полном знании процедур. Обучение обычно строится на трех взаимодополняющих элементах:

  • Знания:  речь идет о теоретических знаниях, необходимых для использования оборудования в условиях соблюдения правил безопасности;
  • Умения: речь идет о способностях человека на практике применить полученные знания;
  • Поведение: речь идет о способности человека управлять нормальными или экстренными ситуациями.

Операторов, как правило, не учат работать на всем оборудовании сразу, но только на некоторой его части. Иначе было бы невозможно гарантировать доскональные знания. Поэтому функции безопасности распределены в несколько категорий (между 6 и 12 категориями в зависимости от сети) и каждая функция соответствует нескольким видам оборудования.

Кроме того, чтобы облегчить обучение и закрепить его результаты, используются симуляторы, которые воспроизводят близкие к реальным ситуации, а также тестируют реакцию операторов.

К тому же подготовленный оператор должен получить допуск к работе. Это закреплено законодательно и происходит через выдачу аттестации соответствия. Эта аттестация регулярно обновляется по результатам экзамена. Во время такого экзамена, кроме уровня знаний проверяется также состояние здоровья, что подтверждает физические и психологические способность решать возложенные на оператора задачи.

Кроме обучения процедурам, необходимо убеждаться в том, что оборудование может легко использоваться оператором. Здесь речь идет об эргономике. Это важно, поскольку недостатки в эргономике оборудования иногда вынуждаю оператора отказаться от его использования и брать на себя риск, который , казалось бы, был ограничен. Это основной элемент, который должен быть учтен еще с момента написания технического задания. На разработку нового оборудования или нового инструмента.

Если совокупность приведенных выше элементов учитывается, включая их интерфейсы, безопасность системы сохранится в максимально возможном виде.

Учитывая роль правил в процедурах, схема-треугольник является базовой для анализа рисков в ж/д безопасности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *