Принципы железнодорожной безопасности. Принцип GAME

Растущее число ж/д перевозчиков на национальных сетях заставило власти и в частности национальные агентства безопасности не только составить правила, которые все субъекты должны соблюдать, чтобы обеспечить безопасность системы, но также прописать в законе принципы безопасности.

Эти принципы отличаются в разных странах, но все они стремятся к тому, чтобы общий уровень безопасности как минимум поддерживался на необходимом уровне. Государства обязаны определить принципы безопасности, а НАБ их разъяснять и контролировать их применение перевозчиками и компаниями путевого хозяйства.

В этих принципах, на двух примерах, мы увидим, что если цели и идентичны, то логика подхода может различаться. Эти различия объясняются, вероятно, различиями промышленной традиции в разных странах.

Принцип GAME (Глобальный как минимум Эквивалентный) во Франции

Этот принцип закреплен законодательно Государством и применяется только в ж/д отрасли.

Он предписывает, что новая подсистема должна быть как минимум такой же производительной в смысле обеспечения безопасности, что и предыдущая заменяемая или уже известная подсистема. Чтобы доказать это, промоутер новой системы должен провести демонстрацию безопасности, которую оценит НАБ перед выдачей разрешения или отказом.

Этот принцип таким образом является очень важным для ж/д промышленности. Это означает, что любое новое промышленное решение, являющееся подсистемой или с частью, должно пройти демонстрацию безопасности для НАБ. Этот принцип касается промышленников (которые получают «типовые» разрешения), компаний путевого хозяйства и перевозчиков. Они считаются «промоутерами» если требуют введения в эксплуатацию какого-либо нового изделия.

Согласно французским нормам в области разрешений на эксплуатацию новых или глубоко модернизированных систем и подсистем промоутер должен предоставить НАБ три досье для получения разрешения. Каждое из этих трех досье должно содержать ссылку на демонстрацию принципа GAME:

  • Досье, определяющее безопасность: оно составляется заранее и его задача – описать проект в целом и идентифицировать существующие конфигурации, которые должны применяться при демонстрации принципа GAME;
  • Предварительное досье безопасности: это досье должно включать анализ рисков и должно предоставлять двойной анализ будущей системы или подсистемы, чтобы определить имеет ли система источники опасных ситуаций по отношению ко всей системе или остальная система будут представлять опасность для подсистемы или элемента. Способ проводить эти исследования и, следовательно, доказывать принцип остается за промоутером, НАБ не требует применять заранее определенный способ демонстрации.

Так в течение всей процедуры принцип должен быть показан и одобрен НАБ.

Оригинальность системы состоит в том, что промоутер сам выбирает метод демонстрации. Тем не менее, в ходе демонстрации будет необходимо опираться на существующие нормативные тексты (ТСИ, нормы, регламенты) чтобы показать их соблюдение и равномерность результативности системы с соблюдением норм безопасности. Важно подчеркнуть, что демонстрация интересуется не только функционированием новой подсистемы, но и условиями её технического содержания в период эксплуатации. Эта составляющая будет доказана в ходе демонстрации Надежности, Ремонтопригодности, Наличия, Безопасности системы согласно определениям нормы EN 50126 о надежности функционирования в области ж/д транспорта.

Второй существенный аспект принципа GAME – это важность, которая отводится внедрению новой подсистемы в существующее окружение. На самом деле принцип основан в основном на том, что самый большой риск заключается во взаимодействии разных подсистем, а риск, порождаемый собственно новой подсистемой, несколько меньше. Степень соответствия другим подсистемам занимает в демонстрации столько же места, сколько и доказательство собственной безопасности новой подсистемы.

Видно, что принцип GAME основан на демонстрации безопасности в двух фазах – анализ рисков связанных с безопасностью функционирования и доказательство, что предлагаемый продукт настолько же эффективен, насколько эффективны другие, уже известные подобные продукты, того же назначения и функций, причем безопасность должна соблюдаться как внутренняя, так и во взаимодействии со всей остальной системой.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *