Риски, связанные с движением по железной дороге

Риск схода с рельсов

Пока один поезд находится на одной линии, риски аварии ограничиваются рисками столкновения с препятствием, возникшим на  пути или риском схода с рельсов, причем столкновение может повлечь за собой сход с рельсов.

Кроме столкновения с препятствием, причиной схода с рельсов может быть:

  • Поломка состава;
  • Аномалия, связанная с путями и путевыми устройствами – стрелочным переводом, аппаратом расширения;
  • Чрезмерной скоростью на цельном участке пути или на стрелочном переводе, в частности, в случае если он приведен в положение отклонения от главного пути.

Риск столкновения

Пока один поезд находится на одном пути, риск столкновения нулевой. Прием поезда на путь запрещен, если на нем находится хотя бы один поезд. Для этого можно использовать сигналы или запретить маневр по этому пути, пока он не освободится.

Когда два поезда должны двигаться по одному и тому же отрезку пути, появляется необходимость делать разъезды (стрелочные переводы), позволяющие поездам двигаться по разным маршрутам, проезжая по одним и тем же отрезкам пути, вместе с этим растет риск столкновения, к тому же присутствует риск отхода стрелки до прохода поезда или взреза стрелки во время прохода поезда.

Эти риски, прежде всего, снижают, составляя пространственно-временной график, так, чтобы исключить одновременное нахождение нескольких поездов в зоне разветвлений или стрелок.

Этот принцип до сегодняшнего дня на многих ж/д сетях является основополагающим для создания теоретических графиков: они всегда строятся так, чтобы на пути поезда встречалась сигнализация о свободном пути, а ограничение скорости было связано с инфраструктурой, а не конфликтами в маршрутах. Тем не менее, известно, что соблюдать полностью график расписания невозможно, и что соответственно безопасность движения не может основываться на теоретическом графике, даже если это принимается иногда для линий со слабой загрузкой, где должен исполнятся не график, а очередность движения.

Три типа столкновений, определенных на основе анализа инцидентов возможны между 2 поездами:

  • столкновение вдогонку: 1 поезд догоняет предыдущий, движущийся в том же направлении с меньшей скоростью или стоящий на месте;
  • лобовое столкновение: поезд сталкивается с поездом встречного направления на отрезке пути, предназначенном для движения в двух направлениях;
  • столкновение по касательной : поезд сталкивается с другим поездом, движущимся по несовместимому маршруту в зоне разветвления путей или стрелки.

Маневры

С момента создания станций и вокзалов, движение поездов разделили на две отдельные категории:

  • Поездные маршруты или проходящее движение которое должно соединить две станции, проходя через транзитные станции с остановками или без.
  • Маневровые передвижения (Маневры), что соответствует движению внутри станционной зоны с целью формирования состава поезда, подачи поезда к платформе, освобождения путей, изменения структуры (переформирования) составов.

Выполнение маневров на станциях значительно увеличивает риски столкновения с транзитными поездами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *