План и профиль высокоскоростных линий

Инфраструктура – первый основной элемент ж/д транспорта. Она мало изменилась в своих основных принципах (её составляющие – рельсы, шпалы, путевые устройства), и сильно изменилась в технологиях (характеристики рельсошпальной сетки, основание, все более сложные путевые устройства, электрификация, сигнализация…).

Возможность развивать высокую скорость потребовала введения некоторых мер предосторожности касательно геометрии линий (в частности в отношении плана и профиля линий), мер по ограничению вмешательства посторонних лиц (например, на ж/д переездах), новых планов путей на вокзалах и станциях, нового оборудования для контактной сети и сигнализации.

План линий

Чтобы двигаться быстро, поезду необходимо суметь пройти кривые участки пути на очень высокой скорости. Для этого существуют две возможности:

  • Кривые с очень большим радиусом (порядка нескольких километров), что позволяет сохранить скорость без риска схода с рельсов, что называется благоприятным планом линии.
  • Устройства маятникового движения кузовов на подвижном составе, предназначенные для компенсации сил и позволяющие проходить на высокой скорости кривые с меньшим радиусом.
  • Маятниковый состав – это способ повысить скорости на синусоидальных участках пути и мы остановимся на этом подробно в разделе, посвященном подвижному составу.

Скажем, упрощая, что для высоких скоростей необходима наиболее прямая в плане линия.

Профиль: несерьёзная проблема

Техническая возможность подвижного состава (мощность /сила сцепления) все время отрицательно влияла на профиль линий, но до того момента, как к инженерам пришло понимание того, что тяговый экипаж, обладающий некоторой достаточной массовой мощностью (соотношением между мощностью и массой, создающей силу сцепления), и притом правильно распределенной, может преодолевать значительные уклоны. Тогда как на классической инфраструктуре нормальные значения уклона для основных линий в среднем не превышают 15мм/м, для первой высокоскоростной линии (Париж/Лион, 1981г.) свободно допускался уклон 35 мм/м, поскольку состав обладал высокой массовой мощностью, и линия служила исключительно для движения такого состава.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *